Главная сложность в работе с чек-листами это сопротивление персонала. Если вы делаете чек-лист для себя, то чаще всего воспринимаете его, как простое напоминание, помогающее не забыть выполнить какой-то пункт в длинной цепочке таких же пунктов. Для ваших сотрудников такой подход может не сработать. Часто они не понимают значимости строгого выполнения чек-листа, постепенно начинают подходить к нему формально, заполняя его для отчетности, уже после выполнения работы проставляя «галочки», чтобы их не наказали. Многие объясняют себе такой подход сложностью, неудобством работы и слишком большим временем, которое они вынуждены тратить на заполнение чек-листа. Но чаще всего они просто не считают важной ту работу или те процессы, которые вы планируете помогать им выполнять с помощью чек-листов. Пилот ежедневно рискует жизнью – своей и своих пассажиров, у него высочайший уровень ответственности, сложные процессы и постоянный стресс. Очевидно, что у него гораздо более сильная мотивация тщательно следовать чек-листу, чем, например, у официанта, который после окончания работы ресторана закрывает длинную смену по чек-листу из 20 строк. Все это нужно учитывать при внедрении процессов и создании чек-листа для вашего бизнеса.
Поэтому вы и ваши сотрудники должны четко понимать, какую пользу несут с собой чек-листы. Что плохого может случиться, если что-то сделать не так, как этого требуют правила? Что-то забыть, на что-то не обратить внимания? Сформулируйте для себя, зачем вам нужно действовать по чек-листу. И уже исходя из этого формируйте список пунктов чек-листа. Отсюда следует первое правило формирования чек-листа – он должен быть кратким, не пытайтесь «объять необъятное», добавляйте в него только важные пункты. Что значит «кратким» сильно зависит от того процесса, качество выполнения которого должен стандартизовать чек-лист. Где-то это 5-10 пунктов (идеальный размер), где-то 20, где-то 50 или 100 пунктов. Но это все должны быть такие пункты, без выполнения которых хорошего результата не достичь.